Регионы Дальнего Востока и Арктики поддерживают проект федерального закона «О северном завозе». Принятие этого документа позволит систематизировать северный завоз, выстроить межрегиональные связи, обеспечить развитие экономики, укрепить энергетическую и продовольственную безопасность. Об этом сообщает пресс-служба Минвостокразвития России.
Проект федерального закона «О северном завозе» разработан Минвостокразвития России по поручению президента России Владимира Путина и под контролем заместителя председателя правительства РФ — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Уже в конце октября законопроект будет направлен на рассмотрение правительства России.
Под действие закона о северном завозе попадают 25 регионов нашей страны. Ежегодно на закупку и доставку более 3 млн тонн грузов выделяется более 87 млрд рублей. Необходимость разработки нового закона вызвана несовершенством действующих механизмов, утверждается в сообщении министерства.
Отсутствие координации и комплексного подхода в организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов зачастую приводят к срывам в обеспечении северного завоза. В результате доставки грузов срываются, а розничная стоимость товаров оказывается недоступной для большинства северян. По сравнению с ценами на продукты в Центральной России в регионах северного завоза фиксируется их превышение в 2-3 раза. Так, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.
«В свете новой арктической повестки, когда развитие Арктической зоны является одним из государственных приоритетов, разработка законопроекта о северном завозе является назревшим, важным решением. Президентом подписаны ключевые документы, определяющие новую политику по ускоренному развитию Арктики, создан и работает уникальный преференциальный режим для ведения бизнеса. Следующим важным этапом является создание системы действенных механизмов организации и государственной поддержки северного завоза», — цитирует пресс-служба заместителя председателя правительства Якутии Михаила Никифорова.
Новеллы федерального закона «О северном завозе» разработаны с учетом региональной и отраслевой специфики. Они предусматривают комплексную систему управления северным завозом, которая является ключом к решению не только транспортно-логистических задач, но и к снижению цен по всей цепочке доставки грузов.
Предполагается, что все грузы северного завоза разделят на три категории. К первой отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Кроме того, законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора, который будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам.
«Принятие этого закона будет в некотором смысле историческим шагом, поскольку со времен Советского Союза государство ещё не уделяло столь значимого и системного внимания вопросам Северного завоза, — прокомментировала основные новеллы законопроекта заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова. — Очень рассчитываем на развитие Северного морского пути. Если выполняемые по нему рейсы станут регулярными и вызовут настоящее доверие среди предпринимательской среды, и поставки по нему продовольствия и иных товаров первой необходимости будут осуществляться на регулярной основе, то это будет отличным примером того, как государство и рынок нашли способ эффективного взаимодействия в решении насущных проблем населения северных территорий России».