Эфиры

Зорикто Доржиев: «К зрителям в Улан-Удэ отношусь как к своей большой семье»

Ты попадаешь в его мир и пропадаешь. Здесь своя атмосфера, свой темп и ритм – размеренный, прочувствованный, здесь своя эмоция. И дальше зависит только от тебя: совпадёте ли вы, сможете ли звучать в унисон, видеть похожее или нет. Картины бурятского художника Зорикто Доржиева известны по всему миру, работы его кисти есть у Владимира Путина, Дмитрия Пескова, российских звезд кино и шоу-бизнеса – Анны Меликян, Андрея Макаревича, Григория Лепса, зарубежных актеров и политиков – председателя КНР, президента Индии, Умы Турман, Джона Малковича и других. В прошлом году серия полотен «Новая степь» участвовала в биеннале в Венеции, а теперь выставка Зорикто Доржиева открылась в художественном музее им. Сампилова в родном Улан-Удэ.

- Зорикто Бальжинимаевич, выставку в Бурятии открыли в не самое «удобное» время. Это было осознанное решение или так сложились обстоятельства?

- Выставку в Бурятии ждали давно, музей им. Сампилова просил эту выставку еще в начале 2020 года. Но из-за сложных глобальных изменений в мире это всё стало возможным только сейчас, осенью. Какие бы ни были сложные времена, всё равно нужно жить дальше, нужно стремиться жить в новых реалиях. Поэтому как только появилась возможность организовать выставку, так сразу мы среагировали.

доржиев отредактировал свою картину под современные реалии для инстаграма.jpg

- Новые мировые условия жизни вызывают в вас отклик как у художника? Хочется как-то отразить это на полотне?

- Несомненно, сегодняшние изменения в мире так или иначе имеют отклик у всех людей, и в первую очередь, у творческих. У меня за это время появилась очень интересная, на мой взгляд, новая серия работ, в Улан-Удэ она не представлена. Эта серия имеет отношение к пандемии, наверное, вообще к какому-то сегодняшнему измененному миру. Как заметили зрители, так или иначе это нашло отражение, не напрямую через цитирование каких-то сегодняшних моментов, но через ощущение тревоги, через более сдержанный колорит. Московские зрители изменения какие-то всё-таки уловили. Я надеюсь, что как бы ни менялась ситуация в мире, всё равно всё так или иначе выправится, и мы посмотрим на эти вещи, на работы, созданные в этот период, как на некий исторический момент, который имел место быть, зафиксировался в произведениях.

- Какие серии и картины увидят зрители Улан-Удэ? Почему выбрали именно эти работы?

- В музей приехала выставка «Новая степь», которая создавалась как отдельный проект конкретно для Венецианской биеннале. Художественный музей им. Сампилова просил привезти именно эту выставку. Пришлось дополнить её некоторыми другими проектами, потому что сам проект для биеннале был несколько компактным, выставочный зал был намного меньше. Музейный зал в Улан-Удэ намного шире, что позволило дополнить серию близкими по теме, близкими по духу работами. Так или иначе практически все вещи, которые сегодня вы можете увидеть, это всё объединено идеей «новой степи». Они близкие и по технике исполнения, и по колориту. Единственное, дополняется более ранней серией, где главные герои дети, такие собирательные детские персонажи.

Сергей Тучков, главный редактор телеканала АТВ:
«Нельзя объяснить, чем цепляют картины Зорикто, в том-то и дело. Если бы я мог это сделать, то они бы не цепляли. Я не анализирую технику или композицию, когда смотрю его работы. Просто кайфую и всё. Дома у меня висит жикле Игра-2, а на работе плакатик Star Knight. Мечтаю о фигурке в стиле Minecraft. Получается, детская серия - моя любимая.

Зорикто Доржиев – великий художник? Для меня – да. Почему? Просто по силе эмоций, которые я испытываю, глядя на его работы. Надо идти на выставку. Чтобы забыть хотя бы на время, что на дворе безумный 2020. Это 100% лучшее, что случится в Улан-Удэ в этом году».

сергей тучков.jpeg

- Расскажите про эксперимент, который ждет зрителей на выставке.

- Помимо картин в художественном музее мы обустроили небольшой кинозал, в котором зрители могут увидеть эксперименты с компьютерной графикой, также основанные на живописных картинах. Но для меня это новый опыт, попытка взглянуть на вещи с помощью компьютерного языка, с помощью нейросети. В зале представлены четыре небольших видеосюжета, видеоклипа с красивой музыкой, с интересными размышлениями в области визуализации.

Ирина Булгутова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ИФИЯиМК Бурятского государственного университета:
«Удивительные по чистоте и наивности взгляда на мир образы живых, непосредственных мальчиков и юных девушек, по-бурятски закрытые позы, сдержанные жесты, созерцание, призрачные всадники и сны... Застывшие лица женщин, теряющие порой очертания, изысканно-причудливые узоры-принты, заполняющие пустоту, как будто автоматически нарисованные рукой скучающего на бесконечном собрании, гармоничное сочетание красок... И ощущение поиска. Свободы, границ реальности? Не знаю. Сложно в коронавирусное время ходить по выставкам, оказывается, общий контекст накладывается на впечатление. Надо почитать рецензии специалистов о живописи Зорикто Доржиева и, возможно, сходить ещё раз».

- Ваше творчество в почёте, в том числе, у сильных мира сего. Как вы на это реагируете? Приятно ли вам или, скорее, смущает такое внимание?

- В любом случае всегда очень приятно, когда те или иные вещи находят отклик у зрителя. По прошествии какого-то периода времени вдруг обнаружилось, что очень большое количество картин, скульптур, графики, очень много каких-то серийных вещей даже находятся у политических деятелей нашей страны, это здорово. Конечно, приятно, потому что твои поиски, твои какие-то размышления вдруг находят отклик у людей, скажем так, достаточно неблизких изобразительному искусству, это некий такой бонус. Я видел в квартирах давно забытые картины, это было вдвойне приятно – вдруг увидеть свои ранние поиски, ранние работы в новых интерпретациях, совершенно неожиданных интерьерах.

Наталия Уланова, художественный руководитель Бурятской филармонии:
«Я влюбилась в творчество Зорикто много лет назад, когда впервые увидела его работы. Зацепили они меня своим уникальным миром постмодернизма, в котором соединяется запад и восток, вчера и сегодня, молодость и старость.

Я говорила об актуальном прочтении картин Зорикто Доржиева в новых условиях жизни в контексте картины «Пьета», в которой художник использовал сюжет и композицию одноименной работы Микеланджело. Это картина о сострадании и любви, о важности и дефиците этих качеств во все времена, и сегодня в том числе. Собственно, творчество Зорикто Доржиева оно как раз про то, что меняется контекст, декорации, элементы одежды, гаджеты, но люди остаются прежними, где бы они ни жили и куда бы ни перемещались во времени и пространстве. Нам всем нужна любовь и красота, забота и доброта. Человек всегда испытывал и причинял боль, любил и ненавидел, и в эпоху Возрождения, и во времена гуннов, и сегодня во времена короновируса. Так будет всегда, ибо это сансара – вечный круговорот рождения и смерти. Колесо – символ кочевой жизни и культуры. И об этом рассказывает нам Зрикто Доржиев своим актуальным искусством, и я восхищаюсь им, как точно и красиво он это делает».

- Как вы относитесь к таким известным людям, которые оценили ваше творчество?

- Я спокойно реагирую, могу спокойно общаться. Для меня зритель – это всегда некий абстрактный персонаж. Потому что любой зритель – будь то в Улан-Удэ, в Соединенных штатах или в Москве – это некий собирательный персонаж, который наделен разными, даже, возможно, совершенно противоположными чертами. И я понимаю, что с каждой выставкой этот образ пополняется новыми чертами характера, новыми гранями. Я отношусь к этому совершенно спокойно, даже с изрядной долей юмора, с изрядной долей понимания того, что каждому человеку близки какие-то свои моменты: кому-то больше близки детские персонажи, кому-то очень нравятся женские персонажи, а кто-то больше тяготеет к таким более абстрактными собирательным стилизованным образам. И каким-то образом все они уживаются как зрители на выставках, в открытом общении, - и это здорово.

картина доржиева.jpg

- Выставляться на родной земле – это особая ответственность или нет разницы с другими выставками?

- Выставляться в родном городе у себя на родине – это всегда двойная, даже тройная ответственность. Я всегда это подчеркиваю, потому что родной зритель тебя знает с самых первых шагов. Тут ни в коме случае нельзя сделать какого-то неправильного шага. Близкие люди, друзья, родственники, да просто земляки – они острее воспринимают всё, что ты делаешь, они намного ближе это ощущают, они намного сильнее переживают. Здесь нельзя допустить фальши, здесь нельзя допустить неискренности. Порой когда выставки идут друг за другом, ты зачастую отвечаешь и общаешься со зрителями на автомате. И потом, когда читаешь какие-то комментарии и отзывы, ты чувствуешь, что уже повторяешься и общаешься примерно на одной волне. Дома же, в Бурятии, в Улан-Удэ, наверное, так не получатся, потому что каждый зритель смотрит тебе в глаза и ищет ответа, ищет понимания, ищет, наверное, очень личного комментария. Даже находясь во время выставки в зале, я чувствую от людей энергию, обратную связь. Это очень важно. Во-первых, это очень сильный контакт со зрителем, который подпитывает тебя, даёт энергию. Во-вторых, ты к этому зрителю, ко всем зрителям в Улан-Удэ относишься как к своей очень большой семье, в которой просто невозможно уйти от ответа и нужно отвечать искренне, открыто и без капли фальши или заученности.

художник повторяет свою картину написанную по мотивам пьеты микеланджело.jpg

СПРАВКА

Зорикто Доржиев – заслуженный художник Бурятии. Живописец, график, скульптор, художник по костюмам, книжный иллюстратор, автор работ в формате видеоарт.

Родился в семье художников Риммы и Бальжинимы Доржиевых в Улан-Удэ в 1976 году.

Участвовал в создании костюмов к фильму «Монгол». Также участвовал в работе над кинофильмами «Небесные жёны луговых мари» (режиссер А. С. Федорченко), «Дом Солнца» (режиссер Гарик Сукачев).

Персональные выставки Зорикто успешно прошли в Русском музее (Санкт-Петербург), Музее Востока (Москва), Ноймюнстерском Аббатстве (Люксембург), Совете Европы (Страсбург, Франция), Европейской комиссии (Брюссель, Бельгия), Галерее Hay Hill (с церемонией открытия в Музее Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания).

В рамках 58-й Венецианской биеннале с 11 мая по 24 ноября 2019 года прошла персональная выставка серии работ Зорикто Доржиева под названием «Новая степь».