Эфиры

11 декабря 2019 года Президент России Владимир Путин поручил внести предложения по созданию на Дальнем Востоке собственной авиакомпании – новый перевозчик необходим из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры. С тех пор озвучивались самые разные идеи: например, по объединению уже существующих перевозчиков на базе «Авроры», с выкупом ее акций у «Аэрофлота» субъектами ДФО, или по созданию альянса независимых перевозчиков с общими ценами, маршрутной сетью, единым расписанием и парком воздушных судов российского производства. Последний пункт, в частности, позволит снизить стоимость авиапарка, создать единый пул компонентов запчастей и двигателей, объединить в единую сеть центры технической эксплуатации и обслуживания.

Пока итоговая дорожная карта по созданию Дальневосточной авиакомпании прорабатывается в Министерстве транспорта, мы решили вспомнить историю тех компаний, которые бороздили небо на пространстве от Улан-Удэ до Анадыря за последние 30 лет.

Сегодня третья часть – про перевозчиков из Камчатки, Чукотки, Приамурья и Якутии.

Ранее мы уже вспоминали про авиакомпании из Сахалинской области, Приморского края и Магадана, а затем и про перевозчиков из Забайкалья, Хабаровского края и Бурятии.

Камчатское авиационное предприятие

Komandor_island_airport.jpg

Государственное «Камчатское авиационное предприятие» ­– крупнейшая авиакомпания региона. Именно она выполняет социально значимые перевозки в пределах полуострова и связывает краевой центр с удаленными населенными пунктами. Как и многие другие дальневосточные перевозчики, компания была создана на базе регионального объединенного авиаотряда и, таким образом, ведет свою историю еще с 1947 года. В 1990-х годах компания не только избежала процедуры приватизации, но и вышла на самоокупаемость: за счет полученной прибыли были приобретены и переоборудованы два самолета Ан-26 для грузопассажирских перевозок.

Интересно, что обширная сеть маршрутов внутри региона делает «Камчатское авиационное предприятие» единственным перевозчиком, которые летает на Командорские острова. Кроме того, перевозчик выполняет и межрегиональные рейсы. Например, в Анадырь и Магадан.                                             

«ЧукотАВИА»

Монополист в сфере авиаперевозок на внутренних линия Чукотки, «ЧукотАВИА» летает во все населенные пункты округа. Компания была образована в начале 1996 года на базе всех существовавших в регионе авиапредприятий, объединив под своим крылом местные аэропорты и воздушные суда, и сейчас базируется в поселке Угольные Копи. Филиалы перевозчика можно найти в Магадане и даже в Москве.

«ЧукотАВИА» владеет собственной авиационно-технической базой, где может обслуживать авиатехнику и выполнять тяжелые задачи по ремонту. В настоящий момент самые современные самолеты в парке компании – канадские DHC-6. Распространена в регионе и практика пассажирских перевозок на вертолетах Ми-8.  

an-26b-chukotavia.jpg

 «Якутия», «Полярные авиалинии» и «Авиакомпания АЛРОСА»

Одна из крупнейших авиакомпаний Дальнего Востока, «Якутия» не только перевозит пассажиров по республике и ближайшим городам макрорегиона, но и осуществляет регулярные рейсы в центральную часть России, в Европу, Турцию, Китай, Израиль, США, Японию, Южную Корею и другие страны – всего более 60 городов. На чартерных рейсах перевозчик доставляет московских туристов в Европу, формируя хаб в столичном аэропорту «Внуково». Представительства компании расположены более чем в 40 городах России и зарубежья.

Для Якутии гражданская авиация играет роль единственного круглогодичного вида транспорта и оказывает серьезное влияние на ее социально-экономическое и культурное развитие. Это и послужило поводом для создания в 2002 году объединенного среднемагистрального перевозчика на базе двух местных авиакомпаний «СахаАвиа» и «Якутские авиалинии». Первый же год работы оказался прибыльным, были проложены 17 маршрутов в 10 стран мира. Но если поначалу большинство зарубежных рейсов были чартерными, то уже с 2005 года «Якутия» начала регулярно летать из Якутска в Харбин и из Петропавловска-Камчатского в Анкоридж. К 2009 году авиакомпания окончательно превратилась из региональной в федеральную, обзаведясь базами во Внуково и аэропорту Краснодара.

Флот перевозчика можно назвать крайне современным по меркам региональных авиакомпаний. В частности, пассажиры «Якутии» летают сразу на нескольких комфортабельных моделях Boeing 737-800, DHC8-Q400 и отечественном Sukhoi Superjet 100. По объемам перевозок компания входит в «двадцатку» крупнейших в России: на фоне коронавируса «Якутия» стала абсолютным лидером по сохранению трафика среди конкурентов – он упал всего вдвое до 23 890 человек.  

Boeing_737-7L9,_Yakutia_Airlines_JP7646921.jpg

С недавних пор «Якутии» принадлежит и второй главный авиаперевозчик республики – «Полярные авиалинии». Компания, созданная в 1997 году местным правительством, все эти годы специализировалась на социально-значимых пассажирских перевозках в арктических и центральных районах региона, куда невозможно добраться иным способом, а также на выполнении санитарных и экскурсионных рейсов (например, над Ленскими столбами), грузовых перевозок, доставке почты, обслуживании полярных станций и научных экспедиций, выполнении спасательных операций. В отличие от многих других региональных авиакомпаний, в последние 9 лет перевозчик демонстрирует финансовую стабильность и не имеет просроченных долгов по налогам, кредитам и другим обязательствам.

Маршрутная сеть местных перевозок «Полярных авиалиний» считается самой обширной в стране: пассажиры могут воспользоваться 192 маршрутами на 80% территории республики – ее самолеты летают в 24 из 34 районов, связывают между собой свыше 100 населенных пунктов. При этом среднее расстояние полета между каждым из районов, в силу размеров региона, сопоставимо с межрегиональным авиасообщением и составляет 1691 км. На внутрирайонных перевозках, где летать приходится в среднем по 422 км, компания и вовсе играет роль монополиста, выполняя 98,6% всех рейсов. В прошлом году, за счет республиканской субсидии, были на 70% снижены цены на авиабилеты на внутрирайонных направлениям и на 50% по межрайонных (на последнюю льготу могут рассчитывать только пассажиры до 23 и старше 55 лет). Добраться самолетами «Полярных авиалиний» можно также в Хабаровск и Иркутск.

Еще недавно флот перевозчика считался одним из старейших в России – средний возраст воздушных судов превышал 37 лет. Но, несмотря на это, число внештатных и аварийных ситуаций было минимальным. Так, в прошлом году компания выполнила 2507 пассажирских рейсов и перевезла свыше 110 тысяч пассажиров – все без серьезных происшествий. Впрочем, в последнее время «Полярные авиалинии» взяли курс на обновление своего парка техники. До 2030 года компания закупит семь модернизованных вертолетов «АНСАТ», 25 самолетов «Байкал», 10 самолетов L–610 и три самолета Ил–114–300 – соглашения с разработчиками об их покупке уже заключены. Вся техника будет специальным образом адаптирована для работы в условиях Арктики.

2db3d6a20ef5beff85a790d78dc470be.jpg

В свою очередь, для нужд санитарной авиации были приобретены пять новых вертолетов Ми-8МТВ-1 в медицинской комплектации – помогла федеральная программа для труднодоступных районов. За 23 года летчики компании спасли более 90 тысяч человеческих жизней. Только в период пандемии коронавируса экипажи совершили 30 рейсов для эвакуации 64 заразившихся пациентов. Для мониторинга паводковой обстановки, поиска пропавших в тайге людей и выявления лесных пожаров с прошлого года и вовсе началась эксплуатация беспилотников. В дальнейшем на их основе планируется проводить экологический и воздушный мониторинг инфраструктурных объектов. ⠀

Действует в Якутии и еще один перевозчик – принадлежащая одноименной корпорации «Авиакомпания АЛРОСА». Свою историю она ведет еще с 1956 года от 192-го летного отряда в якутской Нюрбе, который в 1969 году был перебазирован в город Мирный и переформирован в Мирнинский объединенный авиаотряд. В городе алмазодобытчиков это подразделение в основном занималось обслуживанием профильных предприятий, а также применялось для разведки нефтяных и газовых месторождений. Значительную поддержку авиаторам оказывал алмазодобывающий трест «Якуталмаз». В 1980-е персонал отряда достигал 3500 человек, предприятие контролировало ряд местных аэропортов, осуществляло рейсы из небольшого якутского города Мирный в Алма-Ату, Новосибирск, Омск и Иркутск. В начале 1990-х, после распада «Аэрофлота», Мирнинский ОАО начал еще более тесно сотрудничать с «Якуталмаз» и вскоре стал его структурным подразделением.

В 1992 году «Якуталмаз» получил свое современное название – «Алмазы России – Саха» или просто «АЛРОСА». Для новой авиакомпании головное предприятие стало основным заказчиком как для грузовых работ, так и для пассажирских, например, для перевозки вахтовиков. В 2013 году рассматривался вариант объединения перевозчика с лидером местного рынка в лице «Якутии», но затем от этих планов было решено отказаться. Тогда же в результате реструктуризации авиапредприятие выделило из своей структуры аэропорты, оставив за собой только летные отряды, и перестало быть структурным подразделением алмазодобытчиков. Новая дочерняя фирма была официально переименована в «Авиакомпанию АЛРОСА» и начала масштабное обновление своего флота: были приобретены или взяты в аренду Boeing 737-700 и Boeing 737-800, DHC 8-400Q. В 2019 году компания последней среди всех российских коммерческих операторов отказалась от эксплуатации Ту-134.

Boeing_737-83N_Alrosa.JPG

Сейчас перевозчик, помимо местных рейсов, выполняет регулярные и чартерные перелеты по России, странам СНГ, Азии и Европы, а также занимается грузовыми перевозками и специальными авиационными работами, контролирует работу нескольких аэропортов местного значения. Из своего основного места базирования, города Мирный, «Авиакомпания АЛРОСА» осуществляет регулярные рейсы в курортные Краснодар и Геленджик, а также в Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск и Новосибирск. Кроме того, перевозчик работает по заказу местным нефтедобывающих, геологических и строительных предприятий, а для VIP-перевозок предоставляет Ту-154 с полностью переделанным салоном, который состоит из кабинета и конференц-зала, и вмещает 48 человек.

На всю страну компания стала знаменита после широко известного авиационного инцидента. При выполнении рейса из Якутии в Москву, принадлежащий компании Ту-154 был вынужден совершить аварийную посадку на заброшенном аэродроме Ижма по причине полного обесточивания оборудования. Борт выкатился за пределы ВВП, но никто из пассажиров не пострадал – обслуживанием долгое время не работавшего аэродрома по личной инициативе занимался начальник местной вертолетной площадки Сергей Сотников, что и помогло удачно посадить судно. Командиру экипажа и второму пилоту в результате инцидента было присвоено звание «Герой России», Сергею Сотникову – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Позднее события были частично экранизированы в фильме «Ёлки 2», роль начальника вертолетной площадки исполнил Владимир Меньшов.

«Амурская авиабаза»

Основная специализация этой небольшой региональной авиакомпании – тушение лесных пожаров. Но профильную деятельность «Амурская авиабаза» совмещает с другой социально важной задачей и занимается перевозкой пассажиров в труднодоступные районы области. Регулярные рейсы осуществляются и с помощью самолетов, таких как Ан-2, и с помощью вертолетов Ми-8. Расписание полетов меняется регулярно, но еще в 2016 году пассажиры могли улететь из Зеи в Береговой, Хвойный, Горный и Бомнак, из Благовещенска в Свободный, Октябрьский, Зею, Февральск и Экимчан.

01.jpg

Авиалесоохрана в Приамурье была организована еще в 1945 году силами Хабаровского авиаотряда №10, а к 1964 году местных авиаторов выделили в отдельную «Амурскую базу авиационной охраны лесов»: несколько десятков специалистов занимались наблюдением и охраной участка в 28,6 млн га. В последние годы авиабаза оказывала помощь в тушении лесных пожаров и за пределами региона, в том числе на территории Архангельской, Владимирской, Рязанской областей и Пермского края. Кроме того, команда амурских специалистов помогала в Афганистане и Монголии. Авиаторы активно участвовали в международных программах по обмену опытом, установили тесные связи с лесопожарными службами КНР и, в частности, провинции Хейлунцзян.

Помимо пассажирских перевозок и охраны лесов, «Амурская авиабаза» также занимается воздушными съемками, строительно-монтажными работы, учетом и отстрелом диких животных, санитарно-спасательными операциями, грузоперевозками и обслуживанием судов в аэропортах.