20% инвестиционных квот c 2023 будет распределяться среди рыбопромышленников Дальнего Востока, а для перерабатывающих заводов, возможно, уже с 2022 года. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков на совещании по стратегии промысла минтая в среду, 14 апреля

«Это дает нам новые возможности, чтобы не зависеть от переработки в Китае. Мы должны создать условия, при которых весь минтай, который ловим, будет перерабатываться на Дальнем Востоке. Потом он будет поставляться как на внутренний рынок, так и в Европу. Для этого мы планируем развивать наш проект «Русская рыба». Надеюсь, с помощью механизмов, предусмотренных по национальному проекту «Экспорт», мы сможем создать некоммерческую организацию, в рамках которой государство готово будет выделить деньги и на условиях софинансирования, с вами, с бизнесом продвигать непосредственно русский минтай на европейские рынки и в Китае», – сообщил руководитель Росрыболовства в ходе совещания.

На встрече участники обсудили вопросы регулирования промысла минтая и его сбыта. Потребность в долгосрочной стратегии рационального использования ресурсов минтая актуализировалась в связи с ограничениями экспорта в КНР – основного потребителя российского минтая.

Объем рыбного экспорта, по предварительным данным Росстата, за январь-февраль 2021 года упал на 41% – до 207 тыс. тонн, в денежном выражении – на 30% – до 497,5 млн долл. Эти цифры ярко подтверждают необходимость альтернативных шагов.

«Минтай – наш основной ресурс. Нам надо обсудить, как дальше будем регулировать его запасы, какие будем использовать возможности для организации поставок, как будем перерабатывать, какие дополнительные заводы необходимо строить, где их строить, как применять инвестиционные квоты. Безусловно, это уже все лежит в повестке этого года», – отметил Илья Шестаков.

В России должна появиться современная рыбная индустрия, открываются новые заводы, вводят в промысел новые суда с переработкой на борту. Есть компании, которые уже предлагают рынку качественный продукт из тресковых (минтай, треска, пикша) для конечного потребителя в привлекательной упаковке. Очевидно, что тренд будет укрепляться.

«Наш потребитель не знаком с продукцией из минтая в таком качестве и живет стереотипами советского времени. Пора всерьез рассматривать внутренний рынок как приоритетный и начать планомерно работать с потребителем по формированию предпочтений. Сейчас этим точечно занимаются дальновидные компании. Ценный минтай – новый тренд потребительского рынка», – сказал Илья Шестаков. 

Наука при этом дает умеренные многолетние перспективы промысла минтая. Заместитель руководителя Тихоокеанского филиала ВНИРО Игорь Мельников рассказал о мониторинге запасов минтая в Охотском море с учетом результатов прошедшей зимней путины. Ученый напомнил, что минтай относится к высоко флюктуирующим видам со средней продолжительностью жизни, урожайность смежных поколений которого может отличаться на порядок. Основу промысла, как правило, составляют 3-4 поколения.