Фамилии раньше давали по ремеслу человека: бочкари становились Бондаревыми, извозчики — Фурмановыми, священники — Поповыми или Пономаревыми. По этой же традиции, возможно, получили фамилию и предки путешественника, изобретателя и исследователя Арктики Николая Находкина. Он был исполнительным директором секретариата Международной организации «Северный форум» в Якутске, руководил службой спасения Якутии, искал пропавших людей, изучал природу региона и занимался научными изысканиями.
Круг над Арктикой
Николай Находкин — орнитолог. Еще в 1988 году в московском Институте экологии им. Северцова он защитил кандидатскую диссертацию об адаптации зимующих воробьиных птиц Центральной Якутии, более 10 лет проработал орнитологом в Институте биологии Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук (сейчас это Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН). Написанный им совместно с коллегами полевой справочник «Птицы Якутии» до сих пор пользуется спросом.
Научным руководителем Находкина был академик Никита Гаврилович Соломонов — биолог, создатель «Красной книги Якутской АССР» и один из авторитетнейших ученых Якутии. Он же рекомендовал своего ученика первому президенту республики Михаилу Николаеву (занимал эту должность с 1991 по 2002 год) на должность исполнительного директора Международной организации губернаторов северных регионов мира «Северный форум», которая позволяла главам регионов обмениваться опытом для улучшения качества жизни в Арктике.
Николаев тогда был вице-председателем «Северного форума», а его первым руководителем стал губернатор Аляски Уолтер Хикель.
«Уникальный человек — дважды был губернатором, с разницей в 20 лет. Чемпион США по боксу в тяжелом весе… Был министром внутренних дел США. Работал еще с президентом США Гарри Трумэном. Под его руководством был создан Фонд будущих поколений Аляски, который направляет нефтегазовые доходы всему населению штата», — вспоминает Находкин.
В мае этого года исполнилось 30 лет с первого в мире кругосветного перелета по северным регионам, организованного именно «Северным форумом». Тогда на борту самолета были делегации, губернаторы и журналисты из разных стран. За неделю команда пролетела весь регион — Аляску, Чукотку, Тикси, Нарьян-Мар, Мурманск, Рованиеми (Финляндия), Кируну (Швеция), Будё (Норвегия) и через Исландию, Гренландию и Канаду — замкнули круг. «Везде встречали хорошо. В Норвегии, например, нас встречал король Харальд V. За неделю получился интересный срез того, как живут и развиваются северные регионы мира», — рассказывает Находкин.
Эта экспедиция положила начало кросс-полярным перелетам, в которых Якутску была отведена важная роль.
«Мы подготовили письмо председателю правительства РФ Виктору Черномырдину с обоснованием придать статус международного аэропорта городу Якутску в рамках проекта „Северного форума“. Идея заключалась в том, что перелеты из Северной Америки в Азию намного короче, чем лететь по экватору. Якутск должен быть запасным портом для любых видов самолетов, — считает полярник. — Благодаря „Северному форуму“ были организованы чартерные рейсы из Якутска в Анкоридж (Аляска, США), Рованиеми (Финляндия), Саппоро (Япония). Из Анкориджа появились регулярные полеты на Сахалин, Камчатку, в Магадан и Хабаровск. Анкоридж — авиационный хаб, оттуда летают в том числе на Гавайи».
Николай Александрович признается, что был поражен тем, что полет из Якутска в Саппоро оказался короче, чем до Владивостока: «Как-то не задумывался, что Саппоро севернее и ближе, чем Владивосток. И таких открытий было много, в том числе в сфере туризма. На Аляске, например, продают сувениры из помета оленей, у меня дома до сих пор хранится такой сувенир, который стоил 6 долларов. Туристы со смехом его покупают. Можете представить, чтобы наши оленеводы начали продавать подобные сувениры за 600 рублей? При этом там умеют обрабатывать оленьи шкуры так, что те не отсыревают изнутри и шерсть не выпадает. Затем эти шкуры продают за 100 долларов. В то время у нас на Севере после забоя оленьи шкуры зачастую выбрасывали или использовали для утепления теплотрасс».
В службе спасения
За время работы в «Северном форуме» Находкин побывал почти во всех уголках мировой Арктики. В 2007 году он возглавил создаваемый в Якутии Центр мониторинга и прогнозирования ЧС региональной службы спасения, а через три года — саму службу. Сказалось то, что Находкин хорошо знал республику, изъездил ее с экспедициями и, как он сам говорит, знал родную Якутию «не с парадного крыльца».
«Первое время сложно было. Я же не военный человек, — признается Находкин. — Дело в том, что региональные службы спасения, как и управления МЧС России, входят в единую систему реагирования на ЧС. Но готовых решений для Севера нет, стандартное снаряжение МЧС не всегда подходит для суровых условий Якутии».
Со временем Находкин выстроил работу и внедрил инновации. В частности, ввел в экипировку спасателей одежду из оленьих шкур. В службе были кадровые охотники, что позволяло внедрять снаряжение, подходящее под климатические условия.
Еще в 2010 году региональная служба впервые использовала беспилотники.
«Мы создали эскадрилью беспилотников с тепловизорами. И благодаря им мы находили потерявшихся людей по тепловым следам. К сожалению, когда я ушел со службы, беспилотную группу сократили. Закрыли и специальную научную группу из спасателей. Только с началом специальной военной операции поняли, насколько важны беспилотники», — отмечает Находкин.
Он внедрил и уникальную систему подбора персонала. Помимо стандартных требований к образованию, физподготовке, службе в армии учитывалось поведение соискателей во время отборочных полевых испытаний. Кандидатам в спасатели нужно было проходить ориентирование — 50 км в тайге. Учитывались сноровка, умение работать в команде, стрессоустойчивость.
В 2019 году, уйдя с оперативной работы в службе спасения Якутии, Николай Находкин посвятил себя разработке технологий для улучшения жизни северян, испытывал их в экспедициях. Для этого он создал компанию «Безопасная Арктика».
На катамаранах по Ледовитому океану
Мы разговариваем на даче Николая Александровича, во дворе — ремонтная мастерская. Он показывает надувной катамаран, который сейчас собирает. На нем участники первой в истории экспедиции на катамаранах прошли в автономном плавании острова Большой и Малый Ляховский, группу островов Анжу, преодолев более 1000 км по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому морю. Так, современные исследователи прошли по маршруту лейтенанта Александра Колчака, который в 1903 году добрался до острова Беннетта в Восточно-Сибирском море в поисках пропавшей экспедиции барона Эдуарда Толля.
«Колчак большую часть пути шел по льду. Но из-за изменения климата площадь ледяного покрова в Северном Ледовитом океане значительно сократилась, поэтому транспортным судном экспедиции выбрали надувной катамаран», — объясняет полярник.
На морском горизонте при ясной погоде экспедиция не сразу заметила высокий остров Беннетта, хотя находилась всего в 20 км от него.
«Когда подошли ближе, перед нами открылся сказочный вид — высокие отвесные скалы, покрытые льдом и снегом, окутанные туманной пеленой. Остров интересен своей историей. Он был открыт в 1881 году американской экспедицией Де-Лонга, участники которой дошли по льдам от затонувшего судна „Жаннетта“. В тех краях в поисках легендарной Земли Санникова в 1902 году погибла экспедиция барона Эдуарда Толля. На поиски пропавшей экспедиции до острова добирался Александр Колчак, позже ставший адмиралом», — рассказывает полярник.
Он уверен, что собранные и проверенные в экспедиции на остров Беннетта надувные катамараны показали свою надежность и их можно использовать на реках Якутии. «Катамаран прошел суровые испытания. Мы использовали его в Северном Ледовитом океане — получается, что четыре раза мы прошли море Лаптевых и дважды — Восточно-Сибирское. Причем мы везли стройматериалы, продукты, ГСМ и снаряжение экспедиции общим весом 6,5 тонны. На таких катамаранах можно проводить водолазные работы, перевозить крупные негабаритные грузы — мебель, холодильники, стройматериалы. Рыбаки могли бы размещать на катамаранах небольшие рефрижераторные контейнеры, чтобы летом пойманную рыбу оперативно отвозить от участков к ледникам, и так далее».
Главная проблема Арктики
«Меня волнует, что люди в Арктике живут очень бедно, при том что там все дорого. Например, обычный фасовочный пакет в Нижнеянске в 2022 году стоил 60 рублей. От посещения поселка у меня самые тяжелые впечатления. Раньше там даже теплый бассейн был, а теперь половина жилого фонда, который состоит из двухэтажек, заброшена, — сокрушается путешественник. — А ведь это морские ворота в бассейн Яны, где в Усть-Куйге будут строить атомную станцию для развития промышленности».
Корень этой неустроенности, по мнению Находкина, в том числе в бюрократии. «Много министерств. Глава района приезжает в Якутск и по каждому вопросу должен сходить в десяток ведомств. Обрадовался, когда создавали Министерство Арктики, думал, что будет „одно окно“, но получается, что ему не хватает полномочий. Завоз продуктов, топлива, поддержка общин, хозяйств — за каждое из них отвечают разные ведомства. Возможно, было бы рациональнее, если бы развитие Арктики курировалось на уровне заместителя председателя правительства Якутии, который мог бы координировать и не просить, а ставить задачи разным ведомствам, — считает полярник. — Президент РФ Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме еще раз подчеркнул, что приоритет отдается развитию Арктики. Это, безусловно, вдохновляет».
Николай Находкин считает, что современные технологии и научные изыскания могут улучшить качество жизни на Севере. По его мнению, необходимо объединять академическую науку и молодых креативных людей из IT-сферы и ставить им общие задачи.
«Во время перестроек наука потеряла среднее звено. Сейчас у разных поколений уже менталитет и язык разные. Это даже не отцы и дети, а деды и внуки. Но если получится их объединить для решения комплексных научных тем, тогда будет прорыв», — убежден Находкин.
Среди его предложений — усовершенствование концепции северного завоза. Полярник предлагает доставлять грузы до сел, которые отдалены от крупных рек, современным наземным вездеходным транспортом.
«Климат поменялся, но северный завоз продолжает идти по советским лекалам. Сокращаются сроки работы зимников: сейчас переправа через Лену открывается к Новому году — раньше первые машины переправлялись в начале ноября», — объясняет он.
Николай Находкин провел несколько практических экспериментов. К примеру, на вездеходах «Бурлак» прошлым летом доставили в северное село Оленек продукты, в том числе картошку. «Себестоимость последней при наземной доставке получилась порядка 100 рублей на килограмм при розничных ценах в местных магазинах в 370 рублей», — говорит он.