Ученые Дальневосточного федерального университета со специалистами Московского авиационного института разрабатывают принципиально новую технологию получения функционально-градиентных материалов для двигателей самолетов. Используя современные методы диффузного спекания, они получили прочный композит из пяти различных металлов.
Научные исследования ученых из двух российских вузов выполняются по государственному заданию министерства науки и высшего образования РФ и имеют своей целью повышение эффективности в создании композитов и покрытий с градиентными функциональными свойствами.
«Совместно с коллегами мы решаем сложную фундаментальную задачу, изучая новые механизмы соединения разнородных по своей природе материалов в ФГМ слоистого типа, — отметил руководитель научной работы, заместитель директора по развитию Института наукоемких технологий и передовых материалов (ИНТиПМ) ДВФУ Евгений Папынов. — Металлы, сплавы и керамика имеют разные коэффициенты температурного линейного расширения, из-за чего на границе контактов друг с другом они разрушают композит при сжатии или разрушении. Разработанная нами система связующих и демпферных компонентов с применением современной технологии спекания исключает механические разрушения и сохраняет целостную форму композитов».
В результате ученым ДВФУ и МАИ удалось сформировать прочное соединение между пятью слоями различных металлов, сохранив при этом целостность всего объема изделия. По информации пресс-службы, «качество характеристик и эксплуатационных свойств изделия ученые подтверждали с помощью комплекса физико-механических испытаний в Московском авиационном институте и Политехническом институте ДВФУ».
Директор Научно-образовательного центра развития технологий двигателестроения МАИ Сергей Чуклинов обратил внимание, что авиастроение на сегодня является одной из самых инновационных и приоритетных отраслей российской экономики, в том числе благодаря непрерывному вовлечению науки в новые разработки авиастроения.
«Активные научные исследования, проводимые в устойчивых коллаборациях, как например между ДВФУ и МАИ, которые направлены на разработки новых материалов и технологий их производства, являются базовой основой улучшения качества изделий и конструкций авиационных двигателей, повышения их производственной эффективности и безопасности эксплуатации», — пояснил Сергей Чуклинов.