Основным вопросом повестки совещания, которое провел заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, стали перебои с перевозкой грузов по восточному полигону. Крайне высокая загруженность основных транспортных артерий приводит к ряду серьезных проблем, включая задержки отправления «северного завоза».
С каждым годом провозная способность Восточного полигона увеличивается. Так, если в прошлом году она составляла 173 миллиона тонн, то в 2024 году возрастет до 180 миллионов тонн. При этом потребности грузоотправителей значительно превосходят эти показатели — в 2023 году были поданы заявки на 353 миллиона тонн (в одну сторону), а объем неперевезенных грузов достиг 180 миллионов тонн. Все эти факторы неизбежно приводят к значительным перебоям в работе БАМа и Транссиба, задержкам вывоза контейнеров, убыткам предприятиям, вплоть до угрозы их полной остановки.
В Минвостокразвития РФ в еженедельном формате проходят заседания оперативного штаба по мониторингу ситуации на главных транспортных артериях Дальнего Востока. Одной из основных причин задержки компаниями обозначается вступивший в силу в начале года приоритет перевозок угля в условиях ограниченной провозной способности восточного полигона, который нарушил устоявшиеся ритмичные поставки.
Особое внимание в числе прочих приоритетных направлений занимает «северный завоз», грузы которого доставляются на территорию Камчатки, Магаданской и Сахалинской областей контейнерами в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой в портах Приморского края.
По итогам совещания Юрий Трутнев дал ряд поручений министерствам и соответствующим органам по обеспечению приоритетного вывоза социально значимых грузов.
«Ни одно предприятие не должно остановить свою работу. Необходимо обеспечить доставку всех жизнеобеспечивающих грузов „северного завоза“. Никакие срывы здесь недопустимы», — заявил Юрий Трутнев.