Эфиры

2020 год по решению президента Владимира Путина объявлен годом Антарктиды. В 1820 году во время экспедиции под руководством русских моряков Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева был открыт миру ледяной материк. Ровно через 200 лет сразу три российских парусника – «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» частично повторили невероятный маршрут первооткрывателей. 3 июня в порт Владивостока практически одновременно зашли два судна - «Седов» и «Паллада». Корреспондент портала «Твой Дальний Восток» пообщался с его капитанами. И, оказалось, идея повторить это путешествие впервые появилась еще 12 лет назад.

«Идея витала с 2008 года накануне 190-летия открытия Антарктиды. Было ясно, что скоро будет красивая дата. В 2018 году мы со своим судном выразили готовность отправиться в плавание. Чуть позже президент Владимир Путин принял решение – экспедиции быть! – вспоминает капитан приписанного к порту Владивостока судна «Паллада» Николай Зорченко. – Федеральные власти не только нас всячески поддерживали финансово. Они сделали так, что наша экспедиция получила грандиозный масштаб. Мы были обеспечены абсолютно всем. Нам, морякам, оставалось лишь выполнить свою работу».

dzxiMrW574w.jpg

«Иностранцы смотрели на нас и недоумевали»

- Вы заходили во многие иностранные порты. Моряки других стран удивлялись вашей затее?

- Сплошь и рядом, они недоумевали. Понимаете, сейчас флот стал профессиональным: в плавание отправляются на сложных технически модернизированных кораблях. Профессиональная команда. А парусник это что? Романтика, это плавание для увлеченных. К тому же в экспедиции участвовали сразу три парусных судна – общая численность команд почти 700 человек. Еще и ¾ личного состава не профессиональная команда, а курсанты. На такое могли пойти только русские моряки. Как и 200 лет назад было с Антарктидой.

- Что было самым сложным в плавании?

- Самым сложным? (задумывается) Мы все были хорошо подготовлены к этой экспедиции. Сил нам придавало внимание всей страны и федеральных властей к этому плаванию. Наверное, было тяжело, когда мы находились в море 75 суток без суши. Ребята все молодые – 16-17 лет, многие сильно скучали по дому, ведь они впервые на долгие месяцы расстались со своими близкими. Никто виду не подавал, но наверняка плакали в подушки по ночам. Но скучать нам тоже было некогда: в сложные моменты делали упор на спорт, на развитие творческих сторон нашей молодой команды. Пришлось пропустить в плавании 4 порта – Маврикий, Бруней, Нагасаки и Сингапур. Хотя лично мне очень хотело побывать снова в Сингапуре – я там был раз 40, наверное. Но это не критично.

- Наверняка на вашем пути были штормы? Расскажите нам, сухопутным, каково это бороться со стихией?

- Были, конечно. Шторм застал нас в Южной Атлантике. В такие моменты я вот о чем думал: как Беллинсгаузен и Лазарев отважились на это. Как они вынесли это плавание на судах, которые технически были менее совершенными, чем наша «Паллада» или «Седов». Ведь они плыли по наитию, они даже не знали точно, есть ли там впереди земля. Более того, Кук говорил: если там даже и есть что-то, то доплыть туда невозможно. И вот через 45 лет после этих слов двое моряков взяли и добрались до Антарктиды. На нашем пути были шторма 7-8 баллов.

alWjYTYFFy4.jpg

Порвали 5 парусов в 10-метровые волны

- Что такое шторм 7-8 баллов?

- Это волна высотой 8-10 метров, при этом высота борта всего 4,5 метра. Временами волна достигала и 15 метров. Над судном как бы нависает купол из воды. Ее столько, что, кажется: вот сейчас эта масса обрушится на мачту, и все поломает. Хотя знаешь, что судно сконструировано так, что выдержит и этот удар. Но старались не рисковать. Шторм продолжался 3-4 дня. Порвало, наверное, 5-6 парусов. Но это даже не событие при такой погоде. Главное, что каждый занимался своим делом.

- У вас с судном «Седов» на одном из участков маршрута экспедиции была встреча. Расскажите, какие эмоции испытывает капитан парусника, когда в отрытом море за тысячи миль от дома встречает другое судно с российскими моряками?

- О, это событие! Словами не описать, каково это услышать русскую речь в радиопереговорах. Обычно же там звучит английский. А тут – свой! Для всей команды это праздник. Ну а капитаны, конечно, сразу наговорились.

LE_YJatXWAY.jpg

- Многие моряки, заходившие во Владивосток, говорят: здесь абсолютно удивительная атмосфера и особенные встречающие. По антуражу, дескать, сразу понятно: город с морской историей.

- Это правда. К тому же Владивосток для нас родной порт. Но, знаете, я заметил, что такой антураж есть только в портах со средней численностью населения. В Санкт-Петербурге почему-то этого не ощущаются, да и люди там мало говорят о море. А вот в таких городах, как Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Калининград буквально все пропитано духом моря.

- По-доброму завидуете «Седову»? Для вас экспедиция, которая войдет в историю, закончена. А им еще продолжать кругосветку и у них много впереди.

- Мы всеми мыслями уже в следующем плавании, уже начинаем готовиться. Долго без моря я не могу.

h2ApltZq8h8.jpg

«Россия доказала статус ведущей морской державы»

По словам капитана парусника «Седов» Евгения Ромашкина, больше всего курсанты всех трех кораблей ждали 200-мильной регаты. К ней готовились основательно.

- Интерес к этой гонке был большой. Ребята долго готовились и были заряжены. Наше судно временами развивало скорость 10-14 узлов. Так быстро мы не шли последние лет пять. Кто победил в этой гонке? Я считаю, что победили все участники и наша страна. Россия доказала, что является ведущей морской державой с традициями. Ведь только мы могли организовать такую экспедицию да еще устроить гонку между парусниками.

- Что вам запомнилось больше всего?

- Перед выходом в плавание мы подсчитали, что Новый год встретим в Кейптауне. А какой Новый Год без елки, поэтому ее купили заранее и взяли с собой. Каждому курсанту сказали взять с собой в плавание по две игрушки. И вот, представляете, кругом пальмы, мы стоим в Кейптауне, а у нас елка, наряженная игрушками со всей страны: от Владивостока до Калининграда. Чем не символ единения русских? Но самое интересно было потом. Наше плавание называлось «Парус Мира», на борт судна «Седов» мог зайти любой. Интерес к паруснику был большой среди местных: о нас написали в газетах. В какой-то момент, на судно начали приходить… русские, уехавшие жить в Кейптаун. Увидеть настоящую елку с этим запахом для них было настоящим событием. Сосед стал приводить своего соседа, тот знакомого и так далее. В какой-то момент очередь из людей растянулась на несколько десятков метров от порта.

jqj1QLk5I6o.jpg

- Ситуация с коронавирусом как-то сказалась на плавании?

- Действительно, отправлялись экспедицию, когда в мире была совсем другая обстановка. Мы были как раз в Кейптауне, когда объявили пандемию по всему миру. Собирались в один из дней уходить из этого порта. Отошли около 22.30, а в 00.00 там объявили карантин. То есть еще полтора часа, и нас бы не выпустили в море. Пришлось бы остаться на неопределенный срок. Тогда, боюсь, наше прибытие во Владивосток вместе с «Палладой» было бы под большим вопросом.

- Самый сложный участок на пути к Владивостоку? Или он еще впереди?

- Наверное, он был в марте. Мы находились в Индийском океане. Сперва ветер был попутный, но потом направление сменилось. Ветер стал встречный, сильные волны продолжались больше двух недель. Конечно, многих курсантов укачивало, он страдали, но все справились. До 27 июня мы стоим во Владивостоке, а после выходим в плавание. На очереди Петропавловск-Камчатский, Тихий Океан, Панамский канал. Много интересного впереди у наших курсантов.

jvNVX_Zjvzs.jpg

СПРАВКА

«Паллада» вышла из Владивостока 1 ноября 2019 года. За 7 месяцев парусник прошел по маршруту через Таити, Чили, Аргентину, ЮАР, Сингапур и Японию. «Седов» начал путешествие в другой части страны – он вышел из порта в Калининграде 7 декабря 2019 года. Парусник проплыл через Испанию, Уругвай, ЮАР, Маврикий, Индию, Сингапур, Вьетнам и Китай. В конце июня «Седов» продолжит свою часть экспедиции к 200-летию с открытия Антарктиды. Ее уникальность еще и в том, что команду всех трех парусников, участвующих в плавании, в основном составляют курсанты рыбопромысловых вузов России.

Похожие статьи