Эфиры

Какие механизмы, введенные по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина, стимулируют рыбопромышленников вкладываться в переоснащение промыслового флота на российских верфях, в интервью порталу tvoidv.ru рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. 

- Сергей Герасимович, расскажите подробнее о действующих механизмах федеральной поддержки и об участии в их реализации Совета Федерации.

- Мы добываем порядка пяти миллионов тонн рыбы ежегодно. Это очень неплохой показатель. Темпы растут, и есть возможность вылавливать рыбы еще больше. Особенно это присуще предприятиям Дальнего Востока, потому что 70 процентов рыбных ресурсов вылавливаются именно там и 70 процентов флота там же  сосредоточенно. За последние десять лет было построено пять рыбопромысловых судов. Причем все они строились не на российских верфях. Для исправления ситуации и для стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота за последние пять лет было принято два основных федеральных закона, которые внесли соответствующие поправки в основной отраслевой закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Если говорить о рыбных ресурсах, то действует такой стимулирующий механизм распределения квот на инвестиционные цели. Надо сначала заказать и построить судно, после чего будут выделены квоты. Что касается крабовых квот, то здесь несколько другой механизм. Сначала на аукционе необходимо добиться победы и заключить договор, чтобы затем в течение пяти лет построить судно на российских верфях. Таким образом, чтобы получить квоты на вылов рыбы, сперва строишь; с крабами, наоборот, сперва выигрываешь на аукционах квоты, но в течение пяти лет должен построить судно. На сегодняшний день мы определили первый транш в 84 судна, из них 43 – рыболовецкие суда и 41 краболовы. Из-за задержки в проведении крабовых аукционов по 6 лотам на глубоководных крабов, сегодня эта цифра составляет 78 судов: 43 – рыболовные суда, 35 – краболовы.

- Дальневосточные верфи получили беспрецедентный в новейшей истории портфель заказов на строительство рыбопромысловых судов. Вы лично посетили многие из них как в Приморском, так и Хабаровском крае. Расскажите об их производственном потенциале. 

- В самом начале пути мы сформировали рабочую группу, создание которой поддержала председатель Совета Федерации Валентина Ивановна (Прим. Матвиенко). Более того она докладывала Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, что сформирована специальная группа сенаторов, которые поедут и посмотрят возможности российских верфей. Мы побывали на основных судостроительных заводах. И я должен сказать, что, конечно, там работают прекрасные люди, которые являются грамотными профессионалами. Это – мощные заводы. Возьмем, например, Амурский судостроительный завод, который образован более 88 лет назад и за время существования которого построено 98 подводных лодок, в том числе атомных.

Конечно, их надо загружать, потенциал есть. Мы встречались с директорами, с инженерным корпусом. Видно, там профессионалы своего дела. На мой взгляд, это жемчужина нашей экономики и жемчужина Дальнего Востока. Таким уникальным предприятиям, как Хабаровский судостроительный завод, как Восточная верфь, как Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре надо относиться с особым чувством огромного внимания и приложить все силы всех ветвей власти для того, чтобы эти предприятия работали на полную мощность.

Сейчас договоры на все суда заключены. Это уже очень хорошо, но должен сказать, к моему глубокому сожалению, на судостроительных предприятиях Дальнего Востока рыболовецкий флот из этих 78 судов не строится. Строятся только 15 краболовов на трех дальневосточных верфях: на Восточной верфи, Хабаровском судостроительном заводе и Находкинском судоремонтном заводе. Конечно, это не очень хорошо, потому что мы имеем там крупные судостроительные заводы. Полностью исключен из этого плана один из крупнейших в России – Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре. На мой взгляд, не совсем задействован Хабаровский судостроительный завод, который больше мог бы принимать участие. Но надеемся, что дальнейшие меры правительства приведут к изменениям. 

- Сколько уже построено судов? 

- Сегодня можно сказать, что все контракты заключены, идет строительство судов, и на сегодняшний момент пять судов построено. Мы надеемся, шестое судно будет сдано в этом году. С одной стороны, это вроде бы немного за год с небольшим шесть судов, с другой стороны, если сравнить, с 2009 по 2019 годы всего было построено пять судов. Сейчас мы за год построили шесть с небольшим. Сдвиг позитивный есть. В этом плане Дальний Восток выглядит лучше: из пяти судов три построено только для «Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина» на Камчатке. Должен сказать, что это прекрасные суда. Неделю назад мы участвовали в подъеме флага на одном из них. Я сам побывал на церемониях по поднятию флага и передаче заказчику на двух из трех судов. Они прекрасно работают, хороши в эксплуатации, экономичны, на их борту созданы все необходимые условия для экипажа. 

- Какие еще дополнительные меры предпринимает правительство в этом направлении?

- Правительство Российской Федерации, предвидя серьезные траты судостроителей, а самое главное, рыбаков, приняло еще несколько постановлений, предусматривающих выделение субсидий для малотоннажных и среднетоннажных судов, а именно: 30 процентов затрат, понесенных при строительстве рыболовных судов, и 20 процентов при строительстве краболовов.

- Чем обусловлены дополнительные меры поддержки?

- Это происходит из-за того, что предприятия удалены от основных поставщиков метала и комплектующего оборудования, сказывается непосредственно сама логистика доставки комплектующих и метала для судна. Как известно, судно очень металлоемкий продукт. Сказываются и серьезные климатические условия, все-таки предприятия находятся в  удаленных районах, где большие затраты на энергоресурсы,  прежде всего, на отопление, нормальные условия. Всё это сказывается на себестоимости изделия, которое не всегда получается конкурентоспособным, поэтому Правительство Российской Федерации относится к этому очень внимательно.  

Я  сказал о двух постановлениях Правительства Российской Федерации, но, тем не  менее, мы считаем все-таки, что должна происходить компенсация северных условий, и мы на этом постоянно с коллегами из Совета Федерации настаиваем, предлагая правительству возможные пути решения, чтобы выработать комфортные условия экономической деятельности для предприятий Дальнего Востока. Еще раз повторяю, мы должны учитывать, что все-таки 70 процентов флота на Дальнем Востоке, и 70 процентов рыбы вылавливается там. И это, конечно, труд и жизнь тысяч рыбаков, для которых мы обязаны обеспечить равные условия со всеми остальными рыбаками на территории нашей страны.

- Как данные меры федеральной поддержки отразятся на экономике Дальнего Востока и на его жителях? 

- В октябре мы посетили «Рыболовецкий колхоз «им. Ленина» в Петропавловске-Камчатском и осмотрели два построенных судна. Конечно, там и условия труда другие, и заработная плата другая, которая зависит от эффективности труда в том числе. Аналогичное судно старой постройки обслуживает экипаж в 24 человека, а на новом судне – 12. Мне понравились очень и каюта, и кают-компания, и штурманская рубка, и сами приспособления, которые непосредственно для работы с рыбой. Они более совершенны, судно более экономично. Естественно прибыль у предприятия будет больше, а зарплаты будут выше. Это некий стимул для повышения благосостояния. Прежде всего, мы с этой точки зрения рассматриваем: не ради уловов, а ради людей все эти действия должны быть.

- Самый крупный заказ на строительство краболовов у Находкинского судоремонтного завода, который построит 8 судов. Как Вы оцениваете его потенциал? 

- Сначала, когда я посмотрел технологические мощности и возможности предприятия, не очень позитивно оценил эту ситуацию. Но самое главное в постановке задач и желании людей это сделать. По моим оперативным данным, достаточно серьезно развернута работа. Отрезан метал практически на все восемь краболовов, которые там собираются построить. Нет ничего не возможного. Наши предшественники строили и не в таких условиях, и не при таких задачах, и не в такие сроки. Когда мы разговаривали со специалистами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Объединенной судостроительной корпорации, мы говорили, что на сегодняшний момент Находкинский судостроительный завод идет впереди еще некоторых других предприятий более специализированных и находящихся в более привилегированных условиях. Это прекрасно. Это еще раз подтверждает, что если есть желание людей, есть ресурсы, а денежная составляющая здесь обеспечена, учитывая принятые законы и постановления, то это будет прекрасный пример, что нужно за это дело браться и смело идти вперед.


Фото: ПСЗ "Янтарь"

Похожие статьи