Зима в Арктике, как и на большей территории Дальнего Востока, длится далеко не три месяца. Мороз стоит такой, что лишний раз из дома выходить не хочется.
Но издревле большую часть светового дня люди, жившие в восточной части России, работали и в таких условиях. Оставалось у них немного времени и на зимние игры и забавы. О том, во что играли предки удэгейцев, эскимосов, якутов, эвенков и бурят, какие традиционные развлечения сохранились до наших дней.
Ударом — по костям
«В какие игры раньше играли люди, определялось типом хозяйствования. Буряты — исторически народ кочевой, скотоводы, отсюда много игр с костями домашних животных. Традиционное разбивание тыльной стороной ладони хребтовой кости быка или коровы — „хээр шаалган“ — было своего рода обрядом инициации для молодых мужчин: разбив кость, мальчик обретал статус юноши», — рассказал доцент кафедры музеологии и наследия Восточно-Сибирского института культуры Чингис Аханянов.
Заготовкой костей занимались во время забоя скота, в конце осени — начале зимы. Их вываривали и очищали от мяса. Длина одного такого снаряда — 30 см, ширина — 6 см, а толщина — около 6 мм. Состязания начинают с костей потоньше — разбившие их продолжают борьбу и переходят в следующий круг. Сломать кость не так просто — резкий удар производят тыльной стороной ладони. Случается, что участники таких игр разрезали ладони и даже ломали руки — ведь с каждым этапом толщина и крепкость костей повышается.
Фестиваль по разбиванию хребтовой кости в Бурятии
Аханянов отметил, что практически все игры бурят были направлены на развитие силы, выносливости, меткости и ловкости. Так же было и у эвенков, которые часто соревновались между собой в метании «маута» — аркана или в «куркате» — командном перетягивании палки.
Те же навыки развивали, играя, и удэгейцы — народ, живущий на территории Приморского и Хабаровского краев, например, при состязании «мосини» — борьбе на поясах.
«Зимний мороз добавлял остроты, ведь соперники были обнаженными по пояс. Ухватившись за специальные кожаные ремни друг друга, борцы старались повалить противника спиной на снег и удержать в таком положении некоторое время. Коронным приемом бикинских удэгейцев был бросок через бедро», — рассказала младший научный сотрудник лаборатории антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Арина Левченко.
На оленях и с собаками
Удэгейцы традиционно соревновались в беге на камусных лыжах, изготовленных из шкуры голени оленей или лосей, — это позволяло легче взбираться по склонам. С такими лыжами совершались целые забеги по замерзшим руслам рек на расстояние от 1 до 2,5 км лишь с одной палкой в руках. Более экстремальный вариант — скоростной спуск с сопки. Также молодежь развлекалась, катаясь на национальной обуви из сыромятной кожи — олочах: для этого подошву замачивали и ждали, когда она замерзнет — для лучшего скольжения.
Часто в играх народов Дальнего Востока использовался мяч, сшитый из шкур и обтянутый кожей животных. У эвенков это была забава под названием «мачикат» — инвентарь пинали ногами, соревнуясь по принципу эстафеты. Эскимосский вариант отличался: две команды на поле пытались завладеть мячом, чтобы передать его самому главному — «маме».
«Обычно в мяч играют летом, но эскимосские дети доставали его только зимой, когда возле яранг вырастали огромные сугробы», — рассказала председатель Инуитского приполярного совета Чукотки Валентина Леонова.
Задача каждой из двух «мам» после того, как дети «добыли» и принесли ей трофей, — не только подбрасывать мяч ногами и ловить его, приговаривая специальные слова, но и не свалиться со снежной кучи — иначе неизбежно следовала замена капитана.
Собаки — верные и незаменимые спутники охотников удэгейцев, они тоже принимали участие в зимних забавах, в том числе в лыжных гонках на 150−200 м. Выигрывала самая быстрая и сплоченная пара — наездник и его собака.
Гонки на оленьих упряжках
Якуты традиционно состязались в гонках на оленьих упряжках, которые были частью так называемого северного многоборья.
«Также это гонки на верховых оленях, северная борьба на снегу и буксировка лыжника оленем, — рассказал инструктор-методист Республиканского центра национальных видов спорта им. В. Манчаары „Модун“ Дмитрий Сергеев. — Популярными играми были прыжки через нарты, метание аркана из тонких ремней оленьей кожи».
Принцип энергосбережения
Альтернатива играм на свежем воздухе — игры, в которые играли в жилище: все-таки при минус 60 много времени на улице не проведешь. Именно в юрте, сидя рядом с очагом, буряты издавна соревнуются в «шагаай наадан». Суть игры в сбивании одной косточки (косточки-цели) любой другой. Используются при этом небольшие бараньи таранные косточки, которые в зависимости от положения на поверхности обозначают «табан хушуун мал» — традиционные пять видов скота: овцу, козу, корову, лошадь и верблюда. Это игра на смекалку, счет и память: участникам игры нужно запомнить, какая сторона бараньей лодыжки, «шагай», какому из пяти животных соответствует. Нужно помнить и о других правилах: «шагай» бьют средним пальцем правой руки, выигранные лодыжки забирают только левой рукой, при щелчке и при собирании выигранных лодыжек нельзя задевать остальные лодыжки, а при подготовке к щелчку нельзя, нацелившись на одну пару, переходить на другую. Выигрывает тот, кто собрал больше всего лодыжек.
«Жестких правил в играх с костяшками-альчиками не было — существовало много вариаций», — отметил Чингис Аханянов.
Эта игра, как и разбивание хребтовой кости, и сейчас популярна в Бурятии. В последние годы в республике проводятся фестивали традиционных игр. Силачи и ловкачи соревнуются на национальных праздниках, в том числе во время Сагаалгана — буддийского Нового года, который отмечается в конце зимы.
Празднование буддийского Нового года (Сагаалгана) в Бурятии
«Еще один исторический факт — у бурят популярностью пользовалась игра в „шатар“ — шахматы. В XIX веке это была не редкость, есть документальное подтверждение — бурятские ламы обыгрывали декабристов», — сказал Аханянов.
Правила бурятских шахмат несколько отличаются, делая эту игру более затяжной — идеальной для зимних вечеров. Так, пешка — «хубуун» в «шатар» всегда ходит только на одно поле вперед, рокировка не делается, а если у одного игрока остается один король — объявляют ничью.
Собирательница и хранительница удэгейской культуры, экскурсовод национального парка «Бикин» и старейшина села Красный Яр Наталья Канчуга рассказала, что в ее детстве, в 1960−70-е годы, чтобы развлечь детей долгими зимними вечерами, взрослые раскаляли на плите маньчжурские орехи. Скорлупа трескалась, и дети вытаскивали мякоть спичками или специальными заостренными палочками.
«Мы соревновались, кто больше орехов съест. Каждая семья заготавливала их на зиму в огромном количестве — и как лакомство, и как лекарство», — отметила старейшина.
Еще одно развлечение удэгейских детей, которое передается из поколения в поколение, — «игра в камешки». По правилам надо зажимать большим и указательным пальцами маленькие камешки — до пяти штук одновременно, подкидывать и ловить их. Выигрывает тот, кто ничего не уронил.
«Сейчас бы сказали, что игра развивает моторику, делает пальцы более сильными и улучшает реакцию. А для многих поколений это было просто традиционным развлечением», — добавила Наталья Канчуга.