bonus veren siteler casino siteleri casinorulet.com deneme bonusu deneme bonusu veren siteler redroyalbet redroyalbet giriş redroyalbet-giris.com
yasbetir1.xyz winbet-bet.com 1kickbet1.com 1xbet-ir1.xyz hattrickbet1.com 4shart.com manotobet.net hazaratir.com takbetir2.xyz 1betcart.com betforwardperir.xyz alvinbet.help/ ritzobet.org betforward.com.co betforward.help betfa.cam 2betboro.com 1xbete.org 1xbett.bet romabet.cam megapari.cam mahbet.cam وان ایکس بت بت فوروارد teensexonline.com
Кто в Новый Год приходит к народам Дальнего Востока — Твой Дальний Восток
Дальний Восток

Кто в Новый Год приходит к народам Дальнего Востока

Автор: Елена Олейникова
27 декабря 2023, 18:00:51
Культура

Свой Дед Мороз есть у многих народов: у финнов — Йоулупукки, у словаков — Ежишко, а у исландцев — Йоуласвейдн. Народы Дальнего Востока и Арктики тоже сохранили своих новогодних персонажей. Например, маленьких эскимосов за шалости пугают Тыкываком — духом холода. В ледяных пещерах Якутии, рассказывают, живет хранитель мирового холода Чысхаан, а в дома бурятских детей здоровье и благополучие приносит сказочный Сагаан Убгэн или, как еще его называют, Белый Старец.

Якутия — самый холодный регион России, зимой температура здесь опускается ниже минус 50 градусов, а в Оймяконском районе, где, по одной из версий, находится полюс холода, в 1933 году было и вовсе минус 68 градусов. Неслучайно именно там, в ледяной пещере Эбе-Хая в селе Томтор, находится резиденция сказочного Чысхаана — хранителя мирового холода, имя которого переводится с якутского как «пронизывающий холодный ветер». Чысхаан давно стал визитной карточкой Оймяконского улуса и неизменно в селе Оймякон встречает туристов, которые приезжают познакомиться с ним с самых разных уголков страны и мира, рассказывает специалист по продвижению бренда Чысхаана в управлении культуры Оймяконского района Семен Сивцев.

Чысхаана можно увидеть не только в Оймяконе, но и в Якутске — но только 1 декабря. Ежегодный фестиваль «Зима начинается с Якутии» не проходит без этого сказочного героя. На зажжении первых елок в столице Якутии на фестивале Чысхаан вручает Деду Морозу символ холода, что означает наступление зимы во всех уголках страны. А в конце марта Дед Мороз возвращает символ — до следующей зимы.

В этом году традиция немного поменялась, и Чысхаан лично приехал на выставку-форум «Россия» на ВДНХ, чтобы в Москве передать символ холода Деду Морозу и стать участником зажжения огней на главной елке Москвы и всех 90 елках, расположенных на главной аллее выставки.

Чысхаан и Оймякон издавна связаны между собой: когда-то наши предки называли Оймяконье землей Чысхаана, а реку Индигирку — рекой Чысхаана. — Главная миссия Чысхаана — это сохранение экологии матери-земли, сохранение полезного, защитного холода на планете Земля, чтобы все было в гармонии и благополучии и экодуховное начало каждого человека всегда процветало.

Главный новогодний персонаж в Бурятии — Белый Старец по имени Сагаан Убгэн. Называть его Дедом Морозом неправильно, так как, по сути, это божество из буддийского пантеона. Белый Старец — покровитель всех живых существ на земле, божество добра и благоденствия, оберегающее покой. На буддийских картинах-танках его изображают седовласым, с длинной бородой, восседающим на берегу реки под деревом в окружении зверей и птиц, в светлом одеянии, с буддийскими четками и с посохом, навершие которого представляет собой голову дракона — это знак силы и всемогущества.

Новогодним персонажем Сагаан Убгэн стал недавно — в 2007 году, когда в Бурятии начался туристический проект «Сказочный Сагаалган». С тех пор во время празднования Сагаалгана — Нового года по лунному календарю, он становится центральной фигурой всех торжеств в Бурятии. И все эти 15 лет Белым Старцем «работает» актер Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева, заслуженный артист России Дамбадугар Бочиктоев. Перед тем, как взять на себя эту роль, актер даже получил благословение главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева и настоятелей всех буддийских монастырей Бурятии и Забайкалья.

У Белого Старца тоже есть своя резиденция. Ее открыли в 2013 году на территории Этнографического музея народов Забайкалья в Улан-Удэ. Это большая белая юрта, рядом с которой — сказочная верста и коновязи для гостей. Каждый из Дедов Морозов во время путешествия в Бурятию оставляет здесь собственный путевой знак.

За несколько лет в гостях у Сагаан Убгэна побывали новогодние персонажи из разных стран и регионов России: конечно же, Дед Мороз из Великого Устюга, Снегурочка, сосед — Байкальский Дед Мороз из Слюдянки, Чысхаан, Ямал Ири из Салехарда, деды морозы из Костромы, Белоруссии, санта-клаусы из Южной Кореи и Японии, а еще монгольский сосед Увлин Увгун.

У самого Сагаан Убгэна, так как он является божеством, нет ни жены, ни внучки, но много помощников — например, ловкий и смекалистый герой бурятских сказок Будамшуу. Они помогают Белому Старцу проводить праздники и совершать обряд ахрэ для благословления всех живущих на земле.

Жители Чукотки шутят, что в их краю никто никуда не торопится, но именно Чукотка первой в стране встречает восход солнца, а ее коренные жители и вовсе празднуют Новый год за десять дней до общепринятой даты — в ночь на 22 декабря, день зимнего солнцестояния.

«У нас ничего не бывает случайно, — говорит хранительница чукотских традиций Галина Нотатынагтргина. — Поэтому и дата праздника выбрана с умом. Дело в том, что в конце декабря оленьи стада еще не активны, и у чукчей есть время, чтобы отдохнуть, съездить в гости. Но главное, что в день зимнего солнцестояния на небе зажигается самая яркая звезда Альтаир ритуального созвездия Пэгэтти. Утром световой день пусть на долю секунды, но прибавляется, а это значит, что все начинается заново».

Праздник, кстати, так и называют — Пэгэтти. Это слово переводится с чукотского как «пестрое скопление». Этнографы считают, что так древние чукчи называли стада северных оленей — символа богатства и благополучия в этих местах. И сегодня, как и тысячи лет назад, новогодний праздник начинается на Чукотке с разжигания ритуального костра с помощью огнивной доски — такие здесь есть в каждой семье. Стоя у огня, коренные жители Чукотки просят восходящую звезду позволить им сытно пережить долгую зиму и встретить неласковое арктическое тепло в полном здравии.

А вот упоминаний о новогодних волшебниках в культуре коренных малочисленных народов Чукотки нет: здесь главными являются духи природы. Стужу и метели в удаленный регион, по приданиям эскимосов, насылает злой дух Тыкывак. Считается, что, когда он падает на землю около жилищ — под ним трескается земля, поэтому, чтобы он насмерть не заморозил всех обитателей яранги, нужно громко постучать ему в ответ. Как рассказали в Музее наследия Чукотки, Тыкывак является одним из ярких представителей тугныгаков — недобрых духов эскимосской мифологии.